Шахи-Зинда

Ансамбль Шахи-Зинда - считается самым великолепным памятником Самарканда своеобразной энциклопедией истории, архитектуры города, его взлетов и падений, гимном творцам и создателям «этой жемчужины» Самарканда. Расположенный на южной окраине городища Афросиаб, он вырос в черте когда-то плотно застроенного жилого квартала, постепенно отвоевывая все большую территорию, тесня живых, и своим построением напоминая узкие кривые улочки средневекового города.

Ансамбль складывался почти на протяжении девяти веков.  Начало ему было положено во второй половине 11 века, когда здесь возводится комплекс Кусама ибн Аббаса. Это историческая личность, ближайший соратник и родственник пророка Мухаммеда, по некоторым данным, прибыл в Самарканд в 676 году вместе с завоевателями- арабами для проповеди ислама. Неизвестно точное место захоронения этого человека, археологические раскопки, проводившиеся на комплексе, в середине 20 века, выявили лишь существование здесь захоронения не ранее 11 века.

По некоторым данным, на месте могилы Кусама, еще в домусульманский период, существовала неизвестная могила, которой поклонялись местные жители, и культ этой могилы затем был перенесен на «мусульманского святого». На надгробии Кусама ибн Аббаса содержится цитата из Корана: «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые». Отсюда возникновение названия некрополя, здесь могила того, кого называют «живым царем»- Шахи-Зинда.

Мавзолей состоит из двух помещений: гурханы (усыпальницы) и зиаратханы ( малой мечети), под которой находится подземное помещение чилляханы ( для соблюдения сорокадневного поста ). От 11 века до наших дней дошел минарет , поздними кладками ствол его был замурован, видно только его основание и верхняя ротонда. К этому же времени относится и деревянная консоль, которая когда-то служила кровлей полуподземного помещения, на стенах которой была построена мечеть 15 века. Тонкая ажурная резьба с растительным и эпиграфическим орнаментом покрывает этот древний ствол.

Особое внимание уделяется комплексу при правлении Тимуридов, в 14-15 веках. В первой половине 14 века над стенами малой мечети (зиаратханы) заново возведен купол, над могилой Кусама ибн Аббаса ,в гурхане , в конце 14 века, устанавливается новое ступенчатое керамическое надгробие, украшенное яркими майоликовыми плитами с синей, голубой, белой, желтой поливой, на которых тонкий ажурный растительный орнамент переплетается с эпиграфическим. На боковых верхних торцах надгробия содержится эпитафия Кусаму ибн Аббасу, с указанием даты его смерти (57 год хиджры – 676/677 гг.).

Комплекс застраивается постепенно, он становится фамильной усыпальницей династии Тимуридов, близких к ним людей. В общей сложности, в ансамбль Шахи-Зинда входит 11 мавзолеев, здесь же представлены мечети, медресе.

По сохранившимся порталам зданий, прекрасным интерьерам можно наблюдать, как постепенно растет, совершенствуется мастерство зодчих, керамистов, каллиграфов, резчиков по камню. Резная неполивная терракота 11-12 веков (комплекс Кусама ибн Аббаса) сменяется резной глазурованной керамикой, росписью по ганчу (мавзолей Ходжа Ахмада (40-е годы 14 в., Безымянный мавзолей 1361 г.).

Глазури белого, вишневого, синего и зеленовато-голубых цветов покрывают тончайшую резьбу на порталах и в интерьерах памятников.  В мавзолеях второй половины 14 века наблюдается постепенный переход от облицовки зданий резной поливной терракотой с частичным использованием расписной многоцветной майолики: мавзолей племянницы Тимура Шади-Мульк-ака ( 1371 г.), к равному использованию обоих этих материалов в мавзолее Туглу-Текин ( 1375 г. ).

Совершенствуется и конструкция мавзолеев, на смену одинарному куполу приходят двойные купола – внутренний и внешний на граненых барабанах: мавзолеи Усто Али, Бурундука, Безымянный-2. Фигурными майоликовыми плитами с многоцветной росписью и позолотой полностью облицованы порталы этих зданий, построенных в 80-90 годах 14 века.

Большие поверхности стен , порталов, которые нужно было покрыть облицовкой, стимулируют появление на рубеже 14-15 веков нового вида облицовочного материала – наборной кашинной мозаики. Мозаика составлялась из глазурованных изразцов синего, голубого, реже белого, и очень редко, зеленого цвета, которые образовывали орнамент на фоне шлифованных глазурованных изразцов того же размера.

Рисунок орнамента набирался на стене, путем «примораживания» изразцов быстротвердеющим гипсовым раствором. Сюда относятся мавзолей сестры Тимура Ширин-бика-ака,; комплекс, построенный по приказу одной из жен Тимура, Туман-ака. Окончательно ансамбль был оформлен при внуке Тимура, Улугбеке. В 1434 году был построен входной портал, одним из первых мавзолеев в целой цепочке подобных зданий, с которого начинается знакомство с некрополем, это двухъярусный мавзолей с захоронением, приписываемым учителю Улугбека, математику и астроному Казы-заде-Руми.

Была сооружена лестница с тридцатью шестью ступенями, ведущими наверх, в 18 веке лестница, пришедшая в ветхое состояние, была перестроена. Входная резная деревянная дверь, открывающая вход в ансамбль, в 1911 году была выполнена самаркандскими мастерами. Прекрасный ансамбль Шахи-Зинда дошел до наших дней, сохранив неповторимое очарование, красоту. Он вызывает не грусть и печаль, чувства, обуревающие человека, при посещении кладбища, в нем есть жизнеутверждающая сила; мастерство его создателей настолько покоряет вас, что памятник остается в восприятии, как яркий образец величия дел человека.